Сайт "МОСКОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ" | Списки | ![]() |
---|
![]() |
Елена СУЛИМА
HELEN
SULIMA Елена ЭLS (ELS) |
ЭLS (ELS), Елена СУЛИМА - все это творческие псевдонимы Елены Геннадьевны Шерстобитовой - поэта, прозаика, художника. Елена СУЛИМА - член СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ, ЛИТФОНДА, МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ, СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ, председатель МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕРНЕТ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ, выпускающий редактор журнала DOLCE magazine. Автор романов, множества прозаических и поэтических произведений, художественных выставок, иных творческих проектов, акций: начиная от научно-исследовательских экспедиций, до постановок шоу, мистерий. Автор и собиратель первой в мире выставки «ТВОРЧЕСТВО ОСУЖДЕННЫХ» экспонировавшейся с 1990 по 1993 годы на Урале, в Москве и в США. Автор проекта ВНЕ - Виртуальная Новая Европа, проекта: Интернет Союз Художников, проекта Нано-территория. Образование
высшее. Никогда ни в каких политических партиях, даже в комсомоле, не состояла.
Лауреат первого постперестроечного ТУРНИРА ПОЭТОВ. В конце 80-х начале 90-х была
председателем секции поэзии в Союзе Литераторов. БИОГРАФИЯ
ПИСАТЕЛЯ
Елена родилась в Москве, 11 августа в советские времена. Ее
таланты будущего художника, поэта, а так же изобретателя проявились, можно сказать,
в младенчестве. Но внучка психиатра и невропатолога, она мечтала, исследовав психологию
животных, впоследствии отчленить в психике человека человеческое от животного
начала. Поэтому основным ее увлечением была этология (наука о поведении животных),
которую постигала в Клубе Юных Биологов Зоопарка (КЮБЗ). В школьные каникулы работала
на биологических станциях, в заповедниках. В 7 классе заняла второе место на всесоюзной
биологической олимпиаде среди 10-х классов. Училась в специализированных школах
с углубленным изучением биологии, литературы, физики. Этот детский опыт – ведение,
к примеру, дневников натуралиста, развил в ней самое необходимое для писателя
качество – наблюдательность, а так же умение систематизировать и сопоставлять
факты. Советский период
Она всегда умела абстрагироваться от коробящей ее интеллект
и внутреннюю культуру действительности. Сразу после окончания школы, Елена вышла
замуж, поменяв девичью фамилию на Шерстобитова, под которой и стала известна как
поэт. Родила сына. Высшее образование - (диплом художника по гобеленам, а затем
диплом технического ВУЗа) получала уже после его рождения.
Первая профессия - дрессировщик дельфинов, в проекте изучения
их языка на базе Утрижского дельфинария от Лаборатории Биоакустики ИМЭЖ Академии
Наук СССР. Затем резко порвала с биологией, несмотря на то, что все пророчили
ей великое будущее в науке, и перенесла свою деятельность в область искусства
- от Комбината Монументально-Декоративного Искусства (КМДИ) ставила мозаику на
границе с Афганистаном. Работала художником съемочной группы на МОСФИЛЬМЕ. На
этот период приходятся первые публикации ее стихов.
В течении нескольких лет, до развала СССР возглавляла дизайнерскую
мастерскую сети валютных магазинов РСФСР фирмы «БЕРЕЗКА». Где проявила себя не
только как талантливый, неординарно мыслящий художник-дизайнер, но и как организатор,
снабженец, руководитель, за что неоднократно получала премии. Параллельно с основной работой, с середины 80-х регулярно выступала на поэтических вечерах, вела активную деятельность в Центре Досуга Молодежи Москвы, на современном языке эта работа бы называлась - «креативный менеджер». Там, под эгидой Юрия Резниченко, воспользовавшись отъездом партийной верхушки ВЛКСМ на Рождественские праздники в Европу, организовала перловый в СССР (и последний) Форум Творческой Молодежи - авантюристически оккупировав под него все кафе и рестораны на Калининском проспекте.
Участвовала в организации слетов КСП (конкурс самодеятельной
песни). Являлась редактором нескольких поэтических сборников.
Ее стихи (тогда еще подписанные - Елена Шерстобитова) публиковались
в литературных альманахах. Стала лауреатом первого постперестроечного турнира
поэтов всего СССР. Как художник выезжала в советские времена работать Узбекистан,
Казахстан, Таджикистан, Киргизию, в Крым, на Северный Кавказ.
Позволяла себе неестественный для советского человека,- не важно
- обыватель ли он, диссидент - образ жизни: почти все крупные гонорары художника
тратила на собственные исследовательские экспедиции в основном в сибирскую тайгу
- манили загадки легенд. Сделала немало интересных находок, - разгадала тайну
«золотой бабы», уточнила некоторые подробности о «шелковом пути».
Увлекалась: спелеологией, давингом, путешествиями на байдарках,
после перестройки - на катамаранах, танцевала фламенко.
Свои художественные произведения исполняла в игнорируемом советской
действительностью жанре - более близком к романтическому модерну, который был
у нее словно в крови, быть может оттого, что имела генетическую связь с Игорем
Стравинским. Отсюда и историческую связь с Миром Искусств Дягилева, работами Бакста,
в стиле которого работали и сестры ее бабушки. Стравинский был двоюродным братом
бабушки Елены. Прабабушка ее, прожившая, кстати, более 90 – (Елена явно из долгожителей)
вела с ним переписку, была в курсе жизни французской художественной элиты, и лично
Коко Шанель. Другой брат ее прабабушки возглавлял кадетский корпус эмигрантов
в Париже. Поэтому нет ничего странного в том, что в основном ее живописные ли,
скульптурные произведения в советские времена и в годы перестройки в основном
уходили за границу, но без политизированной шумихи. До 1993 года Елена подписывала
их: «Е» с коронующей ее буквой «Ш». Годы перестройки
Когда
в стране начался экономический кризис, сеть валютных магазинов «Березка» закрылась,
а Елена получила диагноз-приговор: рак. С прогнозом жизни не более года. Но и
даже в этом случае приняла, оригинальное самостоятельное решение. Подала на развод
с мужем, (холерик, он и в лучшие годы загонял ее в депрессии своими реакциями,
а вынести достойно более серьезные психические нагрузки не смог). И вместо того,
чтобы идти на облучение с последующей операцией, отправилась в длительную командировку
- в 1989-1992 годах благодаря поддержке журнала
«ОГОНЕК» и Союза Писателей через эстетическое отражение провела культурологическое
и социологическое исследование менталитета страны тех лет. Для чего, не смотря
на удручающее нездоровье, ездила по зонам и тюрьмам. Собрала первую в мире выставку
«ТВОРЧЕСТВО ОСУЖДЕННЫХ», которая экспонировалась на Урале, в Москве и США. Это
были два года сплошного стресса, который только закалил ее стойкую натуру, обретение
духовного бесстрашия… и роковая болезнь исчезла - «словно потеряла адресата».
С 1992 по 1996 - путешествовала по стране с десантом психологов создающих поворотные моменты в судьбах людей, находившихся в тупике на фоне общей деструкции страны. Затем Елена организовала свой бизнес, параллельно публиковала в ведущих Московских СМИ статьи по вопросам современной культуры. Ее статьи «В недрах темного зарождается свет» - («Независимая» 1994), «Рыцари ночного ордена» (о байкерах) – («Вечерний клуб» 1995г) «Доблоиды на Лубянке» - («Независимая газета» - 1995г.) – дают философско-историческую основу новым течениям в современном искусстве, в молодежных движениях. А ее серия статей «если вы хотите, чтобы ваш сын стал алкоголиком» …наркоманом, маньяком…» (советы для вполне приличных родителей) - «Среда» - в течение 1997 года – не догматичное, с юмором поданное глубокое исследование-предупреждение о воспитании в раннем детстве, делает ее популярной и среди педагогов. Еженедельно выступала в качестве аналитика на РТР в молодежной программе - (названия ее менялись то - «Чья сторона», то «Сделай выбор», «Не переживай»… и т.п.) Функционировала как экстрасенс, психотерапевт. Оказывала поддержку в становлении юных талантов – многие из них считают ее своей «крестной» в профессии и творчестве.
В 1993 году взяла псевдоним Сулима. Начала писать свой первый роман «НЕВМЕНЯЕМЫЕ»,
(переиздавался 4 раза) названный Книжным Обозрением: «энциклопедия Московской жизни в период с
91 по 93 год». «Вызывает удивление - с каким мастерством
она в каркас американского триллера вместила классическую культуру русского романа
с ее глубочайшей духовностью, проникая в мотивы поведения даже антигероев, давая
их не схематическими монстрами, в глубоко несчастными людьми, страдающих от своих
инстинктивных поступков» - писала профессор МГУ доктор филологических наук
Раиса Кузнецова.
С
момента выхода первого романа журналы вносили ее книги в свои ХИТ-ЛИСТЫ. В «Огоньке»
(январь 1995) вышла большая статья, посвященная книге «НЕВМЕНЯЕМЫЕ» литературного
критика Юрия Нечипоренко: «Роман Елены
Сулимы вышел в серии «Русский бестселлер» и вполне заслуживает звания «бестселлер»
в лучшем значении этого слова – как увлекательное чтиво, способное удовлетворить
любителей изящной словесности с самыми разными пристрастиями: ценители мелодрамы
увидят в нем описание любовных переживаний, глотатели триллеров найдут десяток
загадочных убийств, фанаты мистики обнаружат весьма динамический демонизм. Героиня
романа в первой части превозмогает обаяние «крутого» мужчины, побеждает бандита,
который ворвался в ее мир на правах инстинктивной и слепой любви. Елена Сулима
доказывает своим романом очень важную вещь, - она разбивает ложные представления
о том, что возможно сожительство культуры с преступностью. (первоначальное накопление
капитала может быть криминальным). Нет. Как бы культурный человек ни гнулся –
он не сможет войти в игру маньяков и психопатов, не уничтожив смысла своей жизни
в целом, не лишившись своей личности. В первой части романа героиня, повинуясь
могучему инстинкту сохранения личности, мобилизует все свои силы - и побеждает.
Во второй части мы видим издержки этой победы…»
«Литературная газета» так же не осталась равнодушна к прозе
Елены (выступающей в тот период под псевдонимом Сулима) «книга выбрана для обзора по двум причинам.
Во-первых, автор известный поэт, то есть человек социально близкий, что приятно.
Во-вторых личность автора такова, что само собой гарантирует – текст скучным не
будет…» «… страстность героини – не замыкающаяся в
ее поступках, но завихряющаяся в авторский стиль – превращает драму в трагедию,
жизнь в пожар (достойное место в сюжете заняли оба путча), а любовный роман в
боевик…» Далее Елена самостоятельно провела исследование по поводу исчезновения у нее раковой опухоли, собрала сведения о подобных случаях, о чем и написала в романе: «ОПОЕННЫЕ СМЕРТЬЮ». Впрочем, «…книга не ограничивается переживаниями героини отсчитывающей дни своей жизни с конца.… Героев в романе много. Это - и новый русский бизнесмен, выписанный столь ярко, столь живо, что вызывает неодолимую симпатию, несмотря на антипатичные поступки. Это и журналисты, богема, уголовники, западные миллионеры…. Жизнь героини, знающей, что она более года не проживет, кружит, словно рулетка: таежные городки, командировки по зонам, Москва, Ницца, Канны, Монте-Карло… И только в конце начинаешь понимать, что в когорту «опоенных смертью», входят как раз те, кто живут не задумываясь о том, что жизнь может прерваться в любой момент, абсолютно не ценящие ее, а вовсе не смертельно больная героиня…» С 1995 по 2005 год Елена еженедельно ведет в СМИ рубрики прогнозов как политических, финансовых, так и общественно-значимых ситуаций в стране и в мире. Под псевдонимом Елена Сулима издаются, переиздаются ее романы. Активно пишет стихи, прозу, эссе, статьи, картины. Иногда выступает на творческих вечерах, появляется на телевидении. Как художник много путешествует по миру - Европа, Африка, Таиланд. Принимала участие в слете художников после бомбежки в Югославии. Много ее работ: графика, пастели серии «иероглифы духа», миниатюрные скульптуры - осело в частных собраниях Франции, Голландии, Германии, Италии, Испании, Сербии, Черногории и Таиланда. Работала иллюстратором в эротическом еженедельнике, газетным редактором.
В течении 5 лет - с 1997 по 2002 год - еженедельно
выходят ее эссе, рассказы под рубрикой «Экзотика заграничной жизни». Так же начиная с 1995-го до настоящего времени, Елена регулярно выступает как астролог, о котором было заявлено в прессе: «пожалуй, единственный астролог, который никогда не ошибается». (Астрологию ей преподавал еще дед, выпускник Варшавского Университета военный врач, врач-невропатолог). Впоследствии полученного опыта и в этой области, Елена написала полные искрометного юмора приключенческий роман «ЗВЕЗДАНУТЫЕ» - (злоключения астролога) и роман, который был признан литературными обозревателями «современной рукописью найденной в Сарагосе» - «МОСКОВСКИЕ ЭБАНИ». Роман о детстве девочки, умеющей вызывать дождь и разгонять облака, живущей в мире материалистов и атеистов - «КОЛЫБЕЛЬНАЯ СССР» поставлен критиками в одну когорту с такими известными произведениями мировой литературы, как «Моя семья и другие звери» Даррелла и «Вино из одуванчиков» Рей Брэдбери. Серия мистических детективов «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАГА» (3 книги) отражена в одноименном телесериале. Книги отличается от телесериала, особенно экскурсами в исторические постижения непознанного. В старые способы проникновения в иные энергетические поля включаются и все достижения техники. Одна из героинь, бабушка Катерины - адепта белой магии, лихо освоив компьютер, употребляет интернет вместо карт и гадания на кофейной гуще, как бы подключаясь через него к эгрегору. Она переживает как за близкого и до сих пор живого гения электроники - Тесло, рассказывает в своей интерпретации судьбу Терминова. Выступает активным борцом против мышления штампами. Последние части каждой книги так и не экранизированы, в них распутываются странные истории, в которые попадают подруги Катерины, благодаря общению с людьми новой формации - компьютерщиками, или общению по компьютерной переписке. Активно выставляет свои художественные произведения на частных и коллективных выставках. Как модель принимает участие в эксклюзивных показах мод, одновременно читая свои стихи. Выступает как поэт на литературных вечерах. Временами, режиссирует медленно сводящие с ума зрителей, превращающие их в участников, шоу, мистерии. Выступает так же как имиджмейкер, дизайнер интерьеров, мебели, архитектурных проектов, одежды, фотосессий.
В 2002 году разработала концепцию государства
VNE - НОВАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ ЕВРОПА, которую в последствии, взяли за основу своего
движения представители властных структур. Дело обрело неприятную ей политическую
окраску, отчего Елена Сулима прекратила участвовать и способствовать развитию
созданного ею же проекта. Примерно с 2004 параллельно с псевдонимом Сулима, начинает выступать и как ЭLS.. «Елена уникальный человек хотя бы потому, что обладает бесстрашием не быть как все… Её смена псевдонимов доказывает, что она не обладает никаким апломбом и не способна наслаждаться признанием, останавливаться на достигнутом…. И вообще: не важно как ты подписываешься, главное, как ты пишешь. А пишет она – классно, лихо сметая всю пошлость мира сего. Являясь новатором очень многих тенденций в совершенно разных областях, (Елена Сулима даже Ниццу своим нагло эпатажным примером смогла в 1999-м одеть в бирюзовое и возвратить моду на пышные юбки!). Многие ее начинания осваиваются миром лишь через 10 лет, через и столько же лет обычно начинают оценивать ее произведения с точки зрения искусства. Она с удивительным упрямством шагает впереди, не скупясь на идеи. Способна вести игру, так сказать, сразу на нескольких досках – легко выступать одна – против всех. И никогда не выступать против кого-то одного – человека, а не явления в целом, – таков закон ее человеколюбия…» - филолог, специалист по серебряному веку, поклонник Елены – К.Р. Прозе этой блистательной московской писательницы (а также художнику, журналисту и специалисту по эзотерике) свойственны искрометный юмор, тонкая ирония и неповторимая лиричность. – издательство KM.RU «Елена Сулима, словно подтверждает своей жизнью выражение: «талантливый человек талантлив во всем», даже в области техники имеет несколько рацпредложений. Исполняет все, за что бы ни взялась, на уровне высокого профессионализма. Друзья называют ее «наш Леонардо…» - газета для художников Ирина Раульская - …Она не ходит по краю пропасти обывательского мышления и воспринимает свое одиночество – « как дар покоя и концентрации»… Относительно своей личной жизни отвечает словами лауреата нобелевской премии Иосифа Бродского: «Я любила не многих, но сильно». И добавляет: Увы, под флагом любви совершаются чудовищные преступления… Почему все характеризуют любовь словами: секс, ревность, жалость, привязанность… но никто не вспоминает об уважении?....» Ее определение любви, постигнутое когда-то в детстве через взаимоотношения с собакой, описанное в романе Колыбельная СССР, удивительно ясно: «…Ларри стал для меня символом настоящей любви: стремление и соблюдение границ, уважение и дружелюбие, молчаливая нежность и красноречивая целомудренность, ненавязчивость и необходимость быть рядом, внимательность и верность...» Даже название глав-новелл этого романа, написанного простым языком ребенка, говорит о серьезной философской подоплеке и аристократическом юморе автора: «Я хотела стать богом в безбожной стране»; «Трудно быть женщиной, когда мальчишки такие бестолковые»; «Здесь никому не нужен Лувр»; Уважение к змее»; «Ограбление во имя любви, или ограбление любви?...»; «Мир висит и на моем волоске»; «Несущий свет тому, кто света этого не хочет сам погружается во тьму»; «Постоять на своей могиле, чтобы идти дальше»; «Фарца паршивая в пионериздате»; «Отвратительная роль экспроприатора может заставить любоваться собой»; «Первый поцелуй заедают луком!»; «Как мы сорвали Путину зачет»; Оказывается, еще со времен древнего Египта люди мечтали жить разумно…»; «Поиски поля собственной музыки жизни… Или – Бах - это не музыка – это река! Река внутри человека!»; «Быть девочкой – значит еще и быть дичью»… - и заканчивается роман главой столь вихреобразно возвышающей и автора, и читателя и суть человека вообще, что, лично во мне словно все перевернулось…Нечто подобное я ощутила в юности, прочитав маленькое но пронзительно ясное произведение Сент-Экзюпери «Маленький принц», но читая роман Елены ЭLS я была уже взрослой… Это был этический шок » - Вера Гринева
Ее эссе о путешествиях, опубликованные в молодежном журнале
Птюч: «Любишь - не любишь, хочешь - не хочешь, а пей и рисуй» - (о слете художников
в Югославии) «Письма без слов» - (о Черногории), «Как я споила приведение» (приключения
во Флоренции) «Конец войне между полами или тайский синдром» - сначала заставили
читателей смеяться до слез. А затем, мечтая обрести ту же степень культурной
свободы, многим помогли сорваться с места и осваивать неведомое. Жить интересно.
«…В Югославии Елена Сулима названа почетным гражданином города Войко, на юге Франции, в Италии ее не раз заявляли как достояние России. На буддистском Востоке некоторые ее пастели серии «Иероглифы духа» украшают интерьеры как знаковые фигуры психологических состояний. (Что отражено в романе «Московские Эбани»). Она редкий человек из СНГ у которого буддистские святые брали подарки, не отдавая их монахам…». «…Психиатры используют ее роман «Невменяемые», как иллюстрацию к учебникам. Прессой не раз заявлена, как «предсказатель, который никогда не ошибается…». «…Дает точные прогнозы любых проектов и явлений на много лет вперед, не раз консультировала крупных бизнесменов и политиков…» – выжимки из СМИ
«…Елена Шерстобитова, как тот безумный маг,
желающий получить воду из луны при помощи магического кристалла, бредет по улице…
Человек она очень доверчивый, поэтому ничего с первого раза не понимает, и поэтому
у нее почти все, что она задумает – получается» - поэт Александр Еременко
(«Литературные Новости») «Писатель, поэт и художник, человек в котором творчество окончательно победило быт, - осуществившаяся мечта людей эпохи Возрождения. Работая редактором, вынуждена постоянно наступать «на горло» собственной песне», жестоко обрезая авторские тексты и приводя в порядок журналистские сентенции. Своим оптимизмом, мягким юмором и трудолюбием приносит в редакцию мир и позитив. Способна примирить даже заклятых «друзей». Любимица творческой части коллектива». - рубрика «Наши люди»– журнала DOLCE В 2004 году уже под псевдонимом ЭLS, Елена разработала, создала и возглавила проект ИНТЕРНЕТ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ. Стала выпускающим редактором журнала DOLCE MAGAZIN. Разработала МЕГА-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, объединяющий все области искусства и науки названный ею как Нано-территория. По потенциальной весомости он равен, должен задействовать в культурном процессе все страны мира и с неограниченной продолжительностью действия. Нехватка денег для осуществления ее творческих проектов в 2007 в дополнение к основным своим профессиональным занятиям, заставила ее стать биржевым трейдером. Однако…
СЕМЬЯ
ПИСАТЕЛЯ Елены Сулимы – ЭLS (Шерстобитовой) Отец Катков Геннадий Алексеевич - профессор Московского Государственного Открытого Университета, доктор технических наук, академик Международной Академии Минеральных Ресурсов, ее же первый вице-президент. Награжден почетным крестом Европейской Академии Естественных наук (2007). Лауреат Государственной Премии СССР в области науки и техники, лауреат премии имени академика А.А. Скочинского, в 2005 награжден: медалью им академика М.В. Келдыша, орденом «За Пользу Отечеству» (2007), В советские времена возглавлял Лабораторию Горного Давления ИГД имена Скочинского, был членом экспертного совета Высшей Аттестационной Комиссия СССР (ВАК). Мать Людмила Васильевна Каткова - в прошлом руководитель проектов Моспроектстройиндустрии, теперь на пенсии. Сын - Илья Шерстобитов, образование высшее. Писал и публиковал рассказы с 11 лет в журнале «Пионер», а так же выступил как самый юный автор в сборнике лучшей прозы для детей за 20 век «КУ-КА-РЕ-КУ». С 15 лет работал на телевидении в студии «Рост», прошел путь от администратора, корреспондента, оператора до режиссера-постановщика ТВ. К 19 годам создал свою передачу: «Чилаут» в программе «Башня». После пожара на Останкинской башне, стал главным редактором им же созданного журнала: «Башня», одновременно являлся пирар-директором кальян-бара «Постскриптум» и пиар-директором модельного дома «Игла». Автор и создатель нескольких журналов. С 2005 издатель толстого глянцевого журнала, топ-менеджер компании «Меркурии». Так же делает клипы, рекламные ролики, занимается видео и полиграфическим дизайном, его фото-проекты иногда публикуются журналах с высокой печатью. Большое влияние на становление личности Елены оказали бабушка Тамара Константиновна - княгиня по происхождению, врач-психиатр дореволюционной школы и дед Василий Иванович - в прошлом белый офицер медицинских войск, затем врач-невропатолог, астролог, поклонник Юнга. И сестры бабушки – художницы Вера Константиновна Залеская и Лидия Константиновна Черняк, прошедшие все ужасы ГУЛАГа, но не потерявшие своей культуры и творческого оптимизма. ДОПОЛНЕНИЯ АВТОРА О СЕБЕ: Многим кажется странным, что я в течение 12 лет подписывалась псевдоним Сулима, (произносится с ударением на «и»), поэтому хочется внести пояснения. Дворянский род Сулима дал России более 40 военачальников на уровне генералов, считается старинным, знатным европейским родом. Николай I Радзивилл принял герб Сулима в первой половине 15-века. Знаменитый рыцарь Завиша Чёрный (читайте "Крестоносцы" Сенкевича) носил герб Сулима. Этот герб носили также многие европейские дворяне.
Сулима в переводе с языка древних ариев означает: - правильный человек или эталон
(сули) человека (ма). Кстати, вспомните наше слово «мама»… - не наводит на рассуждения?..
Где-то в 15 веке моя ветвь рода Сулимы переселилась на территории России. Почти
все потомки-мужчины были военачальниками. «Если хочешь поучиться храбрости, посмотри
на Сулиму» - гласит строка в Болгарской балладе. Много о подвигах очередного Сулимы
сохранилось в древних песнях казаков. Портрет моего пра-прадеда - Сулимы (1777-1840) - висит в галерее героев войны 1812 года, в Эрмитаже, в Петербурге. На Бородинском сражении, ему распоряжение (о его гуманизме ходили легенды) в полк были даны лучшие умы и таланты России, - в основном поэты и писатели. (Впоследствии они считали его своим как бы крестным отцом). Прославился своей храбростью, порядочностью и по воспоминаниям современников: «удивительным нестяжательством». Вот что написано о нем в энциклопедии: «Сулима (Николай Семенович, 1777 - 1840) - генерал-лейтенант. Участвовал в наполеоновских войнах, а также в кампаниях турецкой (1828 - 1829) и польской. В 1833 - 1837 гг. состоял генерал-губернатором Восточной Сибири, потом Западной и снискал расположение сибиряков. Умер в звании члена военного совета. Любопытное его письмо к сыну, очень важное для характеристики эпохи и той среды, к которой он принадлежал, напечатано в "Русской Старине" (1874, т. Х). Фамильный архив Сулима, в котором много материалов и для истории Малороссии XVI - XVIII вв., издан под редакцией А. Лазаревского в 1884 г. В. Р-в.» Похоронен Николай Семенович на самом аристократическом кладбище царской России, место на котором нельзя было купить ни за какие деньги, - в Троицко-Сергиевом монастыре, Питер. Стрельня. В годы советской власти кладбище было выровнено под плац школы милиции. Так как после Николая Семеновича не осталось сыновей, а было то ли 8, то ли 10 дочерей, за заслуги Николая Семеновича перед отечеством, Царским указом, полагалось всем женщинам рода Сулимы носить двойную фамилию - присоединяя Сулима к фамилии мужа. А так же присоединять свой герб к гербу мужа. Впрочем, это было не обязательно, иначе бы лидер движения анархистов, князь Кропоткин, должен был бы правильно подписываться - Сулима-Кропоткин, Стравинский - Сулима-Стравинский, а так же - Гнедич - Сулима-Гнедич. Они мои, можно сказать, родственники по предку. У многих знатнейших родов России и Европы есть в предках Сулимы. И хотя течет во мне одиннадцать кровей разных национальностей, (по паспарту я – русская, но знание родословной примерно с 10 века, позволяет мне чувствовать гражданином мира), и среди моих предков были венецианские аристократы, греческая элита, немецкая, литовская, польская, и такие известные личности как князья, генералы Барятинские, Борецкие, Соболевы, Медведевы, Горбатовские; были и промышленники Демидовы, зодчие Лапкины, ставившие церкви в местах поселения донских казаков; был и Катков (издатель и пожизненный спонсор Достоевского, спасший от самоубийства после карточного проигрыша Льва Толстого, после чего, тот смог купить себе Ясную Поляну, и как отдача долга им был написан роман Анна Каренина) -все эти фамилии еще не забыты образованными людьми России, однако линия Сулимы мне понятнее, известнее и ближе всех. Личностные установки, как я теперь понимаю, морально-нравственные постулаты переданы мне сакрально-семейным путем в основном от еще тех Сулим, поклонявшихся Богу Созидания – Вишну. Они передавались в семье на уровне домашнего воспитания из века в век, с элементами йоги и буддистских воззрений. И хотя теперь, начиная с 2004 гола я подписываю все свои работы коротко - ЭLS, ELS – или Елена ЭLS , в течении 12 лет, в период с 1994 по 2006, частично по 2007, я подписывалась Елена Сулима ОПУБЛИКОВАННЫЕ РОМАНЫ, ПОВЕСТИ Общий
тираж переваливает за 800 000 книг Роман
«Колыбельная СССР» - изд. «Кирилл и Мефодий» ОСНОВНЫЕ
ПУБЛИКАЦИИ СТИХОВ: Теперь стихи и Елены Сулимы или ЭLS не трудно найти в интернет, а так же ее картины, графику последних лет. Вот некоторые из ссылок: http://www.art-bazaar.ru/index.php?mode=showautor&name=%DDLS
http://www.poet.forum.ru/archiv/Eram.html Ниже представлена одна из книг автора. ![]() М., Гелеос, 2000.
Рисунки
и живопись Елены Сулимы можно посмотреть
на сайте "МОСКОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ" ![]() |
![]() |
©
сайт "МП".
|