Что
такое "неосоцреализм"?
"Неосоцреализм",
как литературное течение
70-80-х годов ХХ века.
(Незаконченная
статья в сокращении и переводе Г. Гацура)
Практически
незнакомое в широких кругах течение (не только литературное), первоначально
зародившееся в конце 70 годов на территории одной из «западных республик»
оказавшихся после сороковых годов в социалистическом лагере. Оно
выросло в закрытой среде интеллектуальной элиты, представители которой
были настолько уникальными специалистами, каждый в своей области,
что на многие их проделки закрывали глаза. Последователи их не интересовали,
литературные тексты играли роль инструмента, тем более, что существование
этого течения и заключалось ("имело смысл"
- более точный перевод. Г.Г.) в том, что лишь немногие,
избранные, благодаря врожденным или благоприобретенным качествам,
смогут понять в чем суть. Для остальных же, знание о существовании
каких либо стилей, было совершенно необязательно. Тем более, что
произведения в стиле "неосоцреализма" должны были играть
в головах партийной номенклуатуры роль "троянского коня".
Течение зародилось как некая шуточная задачка для извращенных и
постоянно требующих работы мозгов. Суть ее сводилась к вопросу,
можно ли, создав и доведя до массового читателя или зрителя один
или несколько текстов (библейские [как вызывающие сомнение в подлинности*]
сразу же были исключены), изменить общественный строй или, хотя
бы, сменить руководство в какой-либо отдельно взятой стране. Задача
осложнялось присутствием в стране цензуры и огромного количества
различных контролирующих друг друга органов. Первоначально необходимо
было, как шутил один из создателей течения, "воздействуя через
тексты определенным образом на подсознание своих тюремщиков (имелись
в виду редактора и цензоры, возможно, кто-то еще, которым первым
приходилось прочитывать рукописи) кардинальным образом изменить
их отношение к выполняемой работе и к самим текстам. Дальше было
дело техники, социологии и т.д.... Все пришли к единодушному мнению,
что за основу, как носитель, необходимо взять соцреализм, так как
он являлся не только официальным, но и неким искусственным литературным
стилем. Что облегчало задачу. Усиливая в нем присутствие так называемых
соцреалий, намеренно возвеличивая, необходимо было довести его до
полного абсурда. Ведь, если повысить в любом блюде содержание соли,
то это блюдо может вызвать не только отравление, но и стойкое негативное
отношение к нему. Этот новый стиль (не только в литературе, в живописи,
но и в других областях), недолго думая, окрестили "неосоцреализмом".
Название не всем понравилось, и оно не полностью передавало суть
течения, точнее того, что с помощью его хотели сделать. Тем более,
что в последствии, те алгоритмы, которые применялись для первоначального
построения и "кодирования" литературных текстов, изменились
до неузнаваемости. Тем не менее, название сохранилось. В общем,
общественный строй, породивший всем уже, порядком, поднадоевший
соцреализм, от него и должен был погибнуть. Пока, по большей части
безграмотные, партийные царьки всех мастей упивались своей властью
и с презрением относились к кормившему их народу, как быдлу, кое-кто
готовил им, взращенный на их же, партийной идеологии, сюрприз с
кульбитом... Или с переворотом?..
Первый
и единственный съезд неосоцреалистов прошел в конце 70-х в одном
из прекрасных ресторанов на берегу Балтийского моря (поджарых официантов,
с оттопыривавшими... лацканами красных смокингов, там сновало больше,
чем в зале было неосоцреалистов, но последних это мало волновало,
ко всему привыкаешь...). Обилие псевдонимов и то разнообразие тем,
что затрагивалось в текстах (в том числе и озвученных через электронные
средства коммуникаций), а так же уничтоженные и погибшие в период
конца 80-х - начала 90-х годов архивы, теперь не позволят, даже
приблизительно, восстановить историю развития этого течения и сказать,
не ему ли мы обязаны столь частой сменой коммунистических лидеров
в 80-е года и таким скорым крахом партийной диктатуры во многих
социалистических странах. Но многие косвенные признаки указывают
на это...
______
*...Вызывающие сомнение в подлинности... - грустно и не умно требовать
подлинности от жрецов-коммерсантов, многие тысячи лет назад поставивших
себя единственными посредниками между людьми и Богами (Богом), да
еще и взнимающие за это "крышевание" десятину...
Из
не опубликованной статьи
H.S. (Нeinrich fon Stolz, "Красный барон")
1992-93 гг.
|