СПРАВКА
Толковый
словарь Ожегова: ГРАФОЛОГИЯ
- -
учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем психических
состояний, характера и других индивидуальных особенностей человека.
Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона, Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary: Графология
— искусство узнавать характер, темперамент, настроение человека по его почерку.
В XVII в. о графологии писал итальянский ученый Камилло Бальдо (1622). Лафатер
также признавал возможность графологического искусства. В XIX в.
графология
продолжала интересовать многих ученых. Литература по
графологии
довольно обширна. В последнее время французский аббат Мишон ("Syst e me de
Graphologie", 9 изд., 1891), физиолог Прейер ("Zur Psychologie d. Schreibens",
1895) и Моргенштерн
И.Ф. ( "Психографология". СПБ, 1903) пытались
научно обосновать графологич. методы наблюдений. Графологич. наблюдения предлагались
также для исследования душевных болезней и преступности.
Графология
(от графо... и ...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся
в нём свойств и психических состояний пишущего. Почерк — разновидность выразительных
движений, особенность которых состоит в том, что они являются «саморегистрирующимися»
и поэтому всегда доступными изучению. Взгляд на почерк как определенное выражение
человека восходит к античности (Теофраст и др.), первые опыты Г. — к эпохе Возрождения
(сочинения итальянского учёного К. Бальди, 1622). В качестве специальной дисциплины
Г. возникает во 2-й половине 19 в. во Франции [Ж. Мишон, введший самый термин
«Г.» (1872), Крепьё-Жамен]; почерк рассматривался при этом как система устойчивых
графических признаков, каждому из которых соответствует определенное свойство
характера. С конца 19 в. складывается немецкая школа Г. (Г. Мейер, В. Прейер и
особенно Л. Клагес); в противовес изолированному толкованию отдельных признаков
развивается представление о двузначности и даже многозначности каждого отдельного
графического знака, конкретное значение которого определяется лишь на уровне анализа
почерка как «целостной формы» (Клагес). Данные Г. применяются для исследования
индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике
в качестве средства психологической и физиологической диагностики наряду с др.
методами, например тестами.
Ю. Н. Попов.
Графология в криминалистике. Итальянский учёный Ч. Ломброзо считал, что
почерк является врождённой и неизменной функцией человека и способствует различению
признаков, характеризующих врождённый «преступный тип» .
Графическая идентификация
составляет основу графической экспертизы, которая осуществляется в криминалистических
экспертных учреждениях (научно-исследовательских институтах и лабораториях судебной
экспертизы) по постановлениям следственно-прокурорских органов или по определению
суда. Графическая
идентификация в криминалистике, отождествление личности по письму (почерку),
т. е. установление исполнителя (автора) путём сравнительного исследования признаков
почерка, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен, и признаков
почерка, имеющихся в образцах, написанных подозреваемыми. Объектами графической
идентификации являются документы, имеющие значение вещественных доказательств
по уголовному делу.
Основой графической идентификации. является то, что всякое письмо имеет
две стороны: смысловую (содержание, стиль, манера изложения, лексика и др. особенности
письменной речи) и графическую (почерк как система выработанных двигательных актов,
необходимых для автоматизированного скорописного исполнения букв, слов, цифр,
знаков препинания). В основе процесса формирования почерка (письма) лежат навыки
(технической, графической, письменной речи), относящиеся к сложным механизмам
высшей нервной деятельности человека. Закономерности
формирования динамического стереотипа у пишущего лица обусловливают индивидуальность
и относительную устойчивость выработанных признаков почерка, которые запечатлеваются
в рукописных текстах, подписях и в которых проявляется индивидуальная совокупность
графических навыков, присущих данному лицу.
Идентификационные признаки письма (почерка) в целях графической идентификации.
классифицируются: на признаки письменной речи — особенности грамматические (в
т. ч. ошибки в словах, в построении предложений и расстановке знаков препинания),
лексические \запас слов и особенности словарного состава, например архаизмы, неологизмы,
варваризмы (иностранные слова), диалектизмы (слова из местного говора), профессионализмы
(характерные для данной профессии), жаргон (условный язык, например «блатная музыка»
профессиональных преступников)\; на признаки почерка — топографические (привычные
особенности размещения на бумаге текста и его частей — поля, абзацы, интервалы
между словами, строками, подписи, даты и т. п.), общие признаки, характеризующие
письменно-двигательный навык всей системы письменных движений (выработанность
почерка, его размер, наклон, связность, нажим), частные признаки, которые характеризуют
индивидуально-устойчивые письменные навыки при автоматизированном исполнении отдельных
письменных знаков и их деталей. При проведении графической идентификации
учитывается неразрывность смысловой и двигательной стороны письма. Литература
: "ПСИХОГРАФОЛОГИЯ".
Моргенштерн И.Ф. СПБ, 1903; Schwiedland,
"Gesch., Theorie und Begr u ndung d. Handschriftendeutung" (1883); Lombroso,
"Handbuch d. Graphologie" (с итал.); Meyer, "Die wissenschaftl.
Grundlagen d. Graphologie" (1901). В Париже и Мюнхене изд. специальные журн.
по Г.; Michon
J.-H., Systeme de graphologie, P., 1875; KIages L., Handschrift und Charakter,
25Aufl., Bonn, 1965; Pulver М., Symbolik der Handschrift, 6 Aufl.i Z., 1955.
| ПСИХОГРАФОЛОГИЯ
Моргенштерн И.Ф., Москва, 2009 г. Искусство
определения характера и наклонностей людей по их почерку.
Основы графологии.
Дополнительный
выпуск

Твердая
обложка, 374 стр., с большим количеством графических иллюстраций, литографиями
и таблицам. Издание адаптированное
и исправленное. Оформление книги максимально приближено к оригиналу. ПСИХОГРАФОЛОГИЯ.
Моргенштерн И.Ф. СПБ, 1903. Лучшая
книга по графологии на российском книжном рынке за последние 100 лет. Автографы
царей, известных писателей, музыкантов, политиков, банкиров, бизнесменов, коммерсантов,
серийных убийц и изменников... Разбор их подчерков, выявление наклонностей,
слабостей и черт характера. Одна
из самых известных и первых книг изъятых после Октябрьской революции из всех
библиотек России, содержавшая характеристики известных революционеров и изменников,
писателей, Русских царей, священнослужителей, банкиров, государственных деятелей,
преступников, и прочих известных исторических личностей, в том числе и Наполеона
I. Наблюдения за изменением почерка у детей и душевнобольных. С
помощью книги, по почерку, даже по подписи, Вы сможете сразу определить характер,
талант и наклонности Вашего делового партнера, сотрудника, начальника, будущего
жениха, супруги и т.д. Уже сразу после заполнении анкеты ваш начальник
кадров будет знать, склонен ли Ваш новый сотрудник ко лжи, воровству или
трудовым подвигам. Вам стоило бы подготовиться
к этому, ибо почерк даже лучше детектора лжи может рассказать все о его хозяине.
"Будем
надеяться и верить, что придет время, когда Психо-Графология
открывающая нам человеческие недостатки и пороки,
займет в ряду социальных наук почетное место, предоставленное ей
добросовестным наблюдением и строгим анализом." -
Так писал И. Моргенштерн в 1903 году, и это время пришло.
|